Дубов И.Г. Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании // Вопросы психологии. №5/2000. с.87-99

Почему надо вести себя нравственно?

1. Ответственность перед окружающими за нравственное поведение (идеи социологических школ, Прудон, коллективизм)
- потому что окружающие достойны уважения
- потому что иначе вам будет стыдно перед самим собой
- потому что вы ответственны перед окружающими за свои действия
- потому что, не делая добра, вы счастливы не будете
- потому что иначе не приспособитесь к жизни
- потому что надо любить ближнего как самого себя

2. Самоценность нравственности
- потому безнравственность для вас отвратительна
- потому что нравственность всегда ценна сама по себе
- потому что это соответствует вашим собственным склонностям
- потому что вы считаете необходимым всегда следовать правилам
- потому что следует заботиться об отношениях с другими людьми
- потому что достойный человек не может поступить иначе
- потому что ваше добро вернут вам удвоенным

3. Конформизм и выгодность нравственности (утилитаризм с социальным дарвинизмом)
- потому что так принято поступать
- потому что общество ждет этого от вас
- потому что таким путем вы сможете для себя чего-то добиться
- потому что иначе вы в обществе не выживете
- потому что в конечном счете невыгодно быть безнравственным

4. Имманентная природа морали (одно из направлений натуралистических школ)
- потому что иначе это разрушает вас самого как личность
- потому что добро - это ваше человеческое назначение
- потому что человек морален по природе, которой нельзя противоречить
- потому что прекрасно само намерение делать добро

5. Зеркальность морали (талион, категорический императив Канта)
- потому что вашему образу действий могут последовать другие
- потому что за зло вам ответят тем же
- потому что это соответствует правильному воспитанию

6. Ролевое поведение (идеи сословной этики социологических школ)
- потому что это вопрос простой вежливости
- потому что вас обязывает ваше положение в обществе
- потому что надо придерживаться принципов, несмотря ни на что
- потому что вы не должны ронять собственное достоинство

7. Гедонизм (натуралистические школы - Сократ, Демокрит)
- потому что вы сами получите от этого удовольствие
- потому что иначе ваша жизнь не будет гармоничной

8. Глобальное выживание, выживание общества (социальный дарвинизм)
- потому что иначе общество может деградировать
- потому что вы считаете нравственность разумной
- потому что иначе человечество не выживет как вид
- потому что это идент на пользу жизни в целом, на ее развитие

9. Общественный гомеостаз (прагматизм)
- потому что следует учитывать желания других людей
- потому что все люди ждут этого друг от друга
- потому что это будет на пользу всем

10. "Универсальная справедливость"
- потому что следует учитывать интересы и права других людей
- потому что так следует поступать всегда по отношению ко всем людям

11. Стратегия искоренения зла (категорический императив)
- потому что если все станут так поступать, в мире не останется зла

12. Религиозность
- потому что человек ответит за свои действия перед Богом
- потому что иначе вам будет стыдно перед окружающими
- потому что это соответствует вашим религиозным убеждениям

13.
- потому что другие так поступают по отношению к вам
- потому что иначе вы позорите не только себя, но и близких

14. Фарисейство, внешняя нормативность морали
- потому что этим вы демонстрируете другим ваш характер
- потому что вы должны делать вид, что следуете существующим нормам
- потому что вы чувствуете, что следует поступать именно так

15. Внутренний долг, долг перед собой
- потому что это ваш долг перед самим собой
- потому что это покажет, что вам можно доверять

16.
- потому что потом не придется страдать из-за своих поступков
- потому что следует думать о благе общества, в котором живешь