Поддержка талантов, отсев неспособных.
"Чуть только увижу трепет нового таланта, так мне и захочется ковром лечь под ноги ему, дабы легко и без лишней траты сил шел он к своей высоте" (Горький)
Самоотверженная щедрость, умение находить талант и радоваться ему.
"Правда всегда необходима, а в литературе - тем более, ибо литература есть область правды" (Горький)
Преданность литературе, чувство ответственности за ее силу и качество.
"Ошибки легко поправимы, но непоправимы шаблонность, однообразие, отсутствие таланта, за который авторы принимают свое молодое одушевление" (Короленко)
Безошибочный признак таланта - ощущение правдивости рассказа, охватывающее читателя, ощущение естественности происходящего. Читатель должен внутренне ахнуть: "Ну да, конечно, именно так. Удивительно, как до сих пор этого никто - и я сам - не заметил!"
Естественность, психологическая точность, правдивость, обилие подробностей обыденной жизни.
Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны почти поверить ему" (Достоевский)
Самое главное знание - знание людей, знание жизни.
Если в рукописи чувствуется талант - долг редактора непременно познакомиться с автором, попытаться определить объем его душевного опыта, широту умственного кругозора, попытаться понять, чего ему не хватает - опыта ли, знаний ли, вкуса?.. Каких поленьев подкинуть в начинающий разгораться костер?
Надо научиться смело думать и сильно чувствовать. Только этим путем и возможно избежать "штампов".
"Разбудить" автора, обратиться к "эмоциональной памяти" (Станиславский), к "опыту переживаний", к личному опыту автора, к его радостям и страданиям.
"Важно одно - оживить, привести в движение нетронутый слой тех личных впечатлений бытия, который лежит в душе каждого и обычно изгнивает бесплодно" (Горький)
"Прежде всего о начинающем писателе можно судить по языку... Если есть слог, свой язык, он как писатель небезнадежен" (Чехов)
"Техника литературной работы сводится прежде всего к изучению языка, основного материала каждой книги, а особенно - беллетристической" (Горький)
Интерес к языку, постоянные попытки осознать, осмыслить перемены, происходящие в нем, тонкий слух к индивидуальным особенностям, присущим языку и стилю писателя - вот что характеризует мастера редакционной работы.
"Если б мы допустили, что... мысль есть только результат деятельности его [поэта] рассудка, мы убили бы этим не только искусство, но и самую возможность искусства. Что мудреного было бы сделаться поэтом, и кто бы не в состоянии был сделаться поэтом, по нужде, по выгоде или по прихоти, если б для этого стоило только придумать какую-нибудь мысль да и втискать ее в придуманную форму?" (Белинский)
Мысли, созданные одним рассудком, неспособны увлекать сердца. Если мысль поэта живет сама по себе, а ритм сам по себе, если мысль не рождена вместе с ритмом, не слита органически с ним, - она бессильна, безвластна.
"Пойми, что в твоих писаниях не может быть ни единой черты, которой не было бы в тебе самом. Если ты зло или пошлый, это не укроется от них. Если ты любишь, чтобы во время обеда за стулом у тебя стоял лакей, это скажется на твоих писаниях... Нет такой уловки, такого приема, такого рецепта, чтобы скрыть от твоих писаний хоть какой-нибудь изъян твоего сердца" (Уитмен)
Редактор должен хорошо знать психологию, тяготения и отталкивания, жизненный опыт, духовный мир того писателя, с чьей рукописью имеет дело. Он должен чувствовать, понимать и любить порожденный этим духовным миром стиль. Тогда его предложения будут исполнимыми, правки - органичными.
Редактирование плодотворно тогда, когда оно - союзничество.
Хороший редактор - селекционер и тренер.
Служить чужому творчеству, помогать писателю "идти к своей высоте".
С определившимся, уверенным в себе мастером - строго обоснованная, смелая, но ни на чем не настаивающая критика.
Можно воздействовать на автора лишь в той степени, в какой автор это воздействие принимает. В конечном счете за книгу ответствен тот, чье имя стоит на обложке.
Отличить талант от бездарности - задача, требующая вкуса, опыта, любви.
Первая забота редактора - о писательском росте.
Творчество, всякое творчество основано на волевом усилии. Стиль есть прямое порождение воли: так хочу написать, так вижу, так чувствую, таким голосом говорю.
Редактор = литератор + педагог, причем осознающий себя представителем определенного творческого течения.
Влюбленность в литературу + глубочайшее уважение к писателям.
Без заинтересованности редактора писателю становится "холодно, одиноко и скучно" (Успенский)
Для того, чтобы воевать за свое, необходимо бывает взглянуть на это "свое" хоть и дружескими, но чужими глазами.
Не все советы и замечания автором принимаются - но они обязательно нужны ему как таковые.
"Каждое произведение искусства - это плод глубокой и полной сосредоточенности его создателя. Редактор, чтобы воспринять созданное и сделаться соучастником создания, должен уметь опускаться на ту же глубину" (Маршак)
"Большое искусство рождается от встречи свежего жизненного материала с высокой литературной традицией" (Маршак)
Умение угадывать характер дарования, определять "литературное амплуа".